Как найти общий язык с трудными подростками


Как найти общий язык с трудным подростком

Воры, убийцы, насильники, грабители, кто из тюрьмы, кто в тюрьму, так называемые «отбросы общества» (язык бы оторвать за такое выражение!) – да, с ними сложно. Но почти всегда можно добиться их уважения, послушания и немного перевоспитания. Абсолютное большинство из них — это просто дети. У которых, в лучшем случае, есть только пьющая мать. Они не видели ни ласки, ни заботы, ни поддержки, ни воспитания от родителей.

Как найти общий язык с трудными подростками

6 лет работы в школе для трудных подростков, через ошибки, слезы и удачи, научили меня, что в работе с ними нужно:

1. Терпение.

Причем адское. Основа терпения — желание помочь этим детям плюс понимание, что они несчастные, а не наглые и бессовестные, как проще подумать. Для взрослого человека это станет испытанием на душевную зрелость.

2. Железные нервы.

Дело наживное ))

3. Уважение.

Уважение – то, к чему они НЕ привыкли. Ни по отношению к себе, ни по отношению к другим. Проявляя уважение, мы даем понять подростку, что ценим его, и заодно УЧИМ уважать. Для детей, обделенных лаской, это жизненно важно.

4. Элегантный, привлекательный внешний вид.

Это обязательно. Красивый наряд, интересный маникюр и макияж скорее привлекут детей, чем вид «синего чулка». Кроме того, это прекрасный образец для них.

5. Понимание, что к ним нельзя подходить с обычными для их возраста мерками.

Их никто не учил уважать старших, не ругаться матом, слушать учителя, читать книги и тд.

6. Доброта, искренность и жалость.

Излишне говорить, что без них невозможно.

7. Не читать нотаций.

Это только раздражает.

8. Не повышать голос без крайней необходимости.

Если часто кричат, то в первый раз это сработает, во второй — не очень, а на третий дети начнут в открытую над Вами издеваться, стараясь разозлить и довести до истерики.

9. Никогда не проявляйте неуважения, даже заслуженного, к их близким.

Терпимость, понимание, любовь к членам семьи — это одно из обязательных качеств, которые учитель ОБЯЗАН воспитать.

10. Личный пример.

Если учитель оказался неправ или опоздал, он должен извиниться. Это непривычно и вызывает у подростков уважение.

11. Научиться договариваться по-хорошему, как взрослые и умные люди.

И железно соблюдать обещанное. Это возможно только с теми, к кому сам проявляешь уважение. И не факт, что получится с первого или второго раза.

12. Истинное сострадание.

Если ребенок (подросток, взрослый — возраст не важен) без видимой причины капризничает или ведет себя агрессивно, значит, У НЕГО ЧТО-ТО БОЛИТ ИЛИ ЧТО-ТО СЛУЧИЛОСЬ. Вместо окрика лучше мягко спросить: «У тебя все в порядке? Что-то болит? Проблемы?». Работает, проверено! ))

13. Техника активного слушания эффективна почти всегда.

Вообще, понятные и мудрые работы Ю. Гиппенрейтер (имя, знакомое каждому педагогу) очень облегчают жизнь учителей и родителей. ))

14. Не надо уподобляться им в манере выражения эмоций, в поведении.

Если учитель добьется их уважения, они захотят быть на него похожими. К себе подобному, только взрослому, такого чувства в принципе не возникнет.

Все эти пункты актуальны и для работы с обычными детьми. Но соблюдать их с трудными подростками намного сложнее. Сложные дети есть в КАЖДОМ классе, поэтом остается только пожелать практикующим педагогам терпения и мудрости!

Автор: Анна Оганесян

Спасибо!

Вас также может заинтересовать: