Для того, чтобы научить ребёнка чисто говорить отдельные слова и целые предложения, необходимо проверить, как у него развит слух и незатруднено ли дыхание. Хорошо и четко разговаривать позволяет умение и способность ребёнка правильно слышать и распознавать разные звуки.
Слуховое восприятие окружающего мира у малыша можно и нужно тренировать. Детские ушки способны на многое. Приведу несколько упражнений для читателей «Спроси как», которые помогут различать силу, протяженность звуков, и помогут говорить правильно и красиво в дальнейшем.
– Музыкальные инструменты. Возьмите несколько инструментов (барабан, губная гармошка, дудочка), попросите ребёнка отвернуться. Пусть он отгадывает, на чем Вы играете.
– Чей голос. Дайте малышу картинки или игрушки разных животных. Начните говорить и подражать голосу кого-то из них, а ребёнок покажет Вам, кого именно Вы изобразили.
– Громко или тихо. Возьмите любой инструмент, а если не найдете, то можете постукивать по столу. Задача ребёнка состоит в том, чтобы при вашем громком звуке, он хлопал в ладоши, а если слышит тихие, пусть топает ногами.
– Дождик. Объясните ребёнку, что как только Вы начнёте петь, начинается дождик и он должен спрятаться под стол. А когда прекращаете петь, выглядывает солнышко и он должен вылезти.
– Быстрый-медленный. Теперь, хлопайте в ладоши. При вашем медленных хлопках попросите малыша ползти медленно, будто черепаха, а как только темп увеличивается — скакать, как зайчик.
– Далёкий-близкий. Нарисуйте два одинаковых поезда, только первый пусть будет большим (поезд близко), а второй маленьким (поезд далеко). Когда Вы гудите громко, ребёнок должен показать большой поезд, т.е находящийся близко. Если же вы гудите тихо, покажет рисунок с маленьким поездом, который далеко.
– Загадочный звук. Приготовьте несколько разных предметов, которые ребёнок знает. Пусть он угадает какой предмет издает звук, например, шуршание газеты, стук ложки о чашку и т.п.
– Угадай чей голос. Если у вас много членов семьи или в гости заглянули бабушка с дедушкой, поиграйте в игру «Угадай кто говорит», пусть малыш не видя говорившего, узнает кому принадлежит голос.
– Откуда звук. Определять с какой стороны доносится тот или иной звук лучше в городе на прогулке или на природе.
– Вспомни героя. Говорите фразы из известных сказок, а ребёнок пусть отгадает, кому они принадлежат.
– Добавь слово. Когда читаете или рассказываете знакомые ребёнку стишки, потешки или сказки, попросите его закончить известную фразу или вставить нужное слово.
– Загадки. Отгадывание загадок — очень полезное занятие, особенно, если отгадки нарисованы на картинках, а ребёнку надо указать на правильную.
Учим стихи и чистоговорки. Разучивание стихов помогает тренировать и развивать не только память, но и учит менять темп и интонацию голоса, что поможет в дальнейшем отличать разнообразные оттенки окружающих звуков и окружающей речи.
Читайте далее Часть 2. Речевое дыхание.
Сохраните полезный совет: