Воры, убийцы, насильники, грабители, кто из тюрьмы, кто в тюрьму, так называемые «отбросы общества» (язык бы оторвать за такое выражение!) – да, с ними сложно. Но почти всегда можно добиться их уважения, послушания и немного перевоспитания. Абсолютное большинство из них — это просто дети. У которых, в лучшем случае, есть только пьющая мать. Они не видели ни ласки, ни заботы, ни поддержки, ни воспитания от родителей.
Как найти общий язык с трудными подростками
6 лет работы в школе для трудных подростков, через ошибки, слезы и удачи, научили меня, что в работе с ними нужно:
1. Терпение.
Причем адское. Основа терпения — желание помочь этим детям плюс понимание, что они несчастные, а не наглые и бессовестные, как проще подумать. Для взрослого человека это станет испытанием на душевную зрелость.
2. Железные нервы.
Дело наживное ))
3. Уважение.
Уважение – то, к чему они НЕ привыкли. Ни по отношению к себе, ни по отношению к другим. Проявляя уважение, мы даем понять подростку, что ценим его, и заодно УЧИМ уважать. Для детей, обделенных лаской, это жизненно важно.
4. Элегантный, привлекательный внешний вид.
Это обязательно. Красивый наряд, интересный маникюр и макияж скорее привлекут детей, чем вид «синего чулка». Кроме того, это прекрасный образец для них.
5. Понимание, что к ним нельзя подходить с обычными для их возраста мерками.
Их никто не учил уважать старших, не ругаться матом, слушать учителя, читать книги и тд.
6. Доброта, искренность и жалость.
Излишне говорить, что без них невозможно.
7. Не читать нотаций.
Это только раздражает.
8. Не повышать голос без крайней необходимости.
Если часто кричат, то в первый раз это сработает, во второй — не очень, а на третий дети начнут в открытую над Вами издеваться, стараясь разозлить и довести до истерики.
9. Никогда не проявляйте неуважения, даже заслуженного, к их близким.
Терпимость, понимание, любовь к членам семьи — это одно из обязательных качеств, которые учитель ОБЯЗАН воспитать.
10. Личный пример.
Если учитель оказался неправ или опоздал, он должен извиниться. Это непривычно и вызывает у подростков уважение.
11. Научиться договариваться по-хорошему, как взрослые и умные люди.
И железно соблюдать обещанное. Это возможно только с теми, к кому сам проявляешь уважение. И не факт, что получится с первого или второго раза.
12. Истинное сострадание.
Если ребенок (подросток, взрослый — возраст не важен) без видимой причины капризничает или ведет себя агрессивно, значит, У НЕГО ЧТО-ТО БОЛИТ ИЛИ ЧТО-ТО СЛУЧИЛОСЬ. Вместо окрика лучше мягко спросить: «У тебя все в порядке? Что-то болит? Проблемы?». Работает, проверено! ))
13. Техника активного слушания эффективна почти всегда.
Вообще, понятные и мудрые работы Ю. Гиппенрейтер (имя, знакомое каждому педагогу) очень облегчают жизнь учителей и родителей. ))
14. Не надо уподобляться им в манере выражения эмоций, в поведении.
Если учитель добьется их уважения, они захотят быть на него похожими. К себе подобному, только взрослому, такого чувства в принципе не возникнет.
Все эти пункты актуальны и для работы с обычными детьми. Но соблюдать их с трудными подростками намного сложнее. Сложные дети есть в КАЖДОМ классе, поэтом остается только пожелать практикующим педагогам терпения и мудрости!
Автор: Анна Оганесян
Сохраните полезный совет: