В каждом ребенке с рождения заложено бессознательное стремление к самостоятельности. Однако многие дети бояться проявлять самостоятельность из осторожности или страха быть наказанным.
Причины могут быть разными:
- отсутствие общения и контакта с матерью, частые разлуки с мамой в детстве;
- гиперопека матери. Такие случаи характерны для семей с одним ребенком, особенно поздним. Мать как можно дольше пытается продлить период, когда ребенок еще мал и нуждается в постоянной заботе;
- взрослый слишком давит на ребенка, пугает его своими «Ты уже взрослый!», «Делай все самостоятельно!»;
- ребенок еще по возрасту не готов выполнять определенные действия. Нельзя ни в коем случае его ругать. В любом деле поможет практика.
- родители упустили естественный период самостоятельности, когда малыш начинает проявлять заинтересованность и постоянно повторяет «я сам».
Проявив самостоятельность, ребенок испытывает гордость и уверенность. И пусть с первого раза что-то получится плохо, не надо его ограничивать, иначе желание можно обрубить на корню, и ребенок еще долго не будет проявлять себя.
Советы психолога – развитие самостоятельности дошкольников
1) Если ребенок просит помочь ему в чем-то, отказывать нельзя ни в коем случае. Но делайте ровно столько, сколько попросил ребенок. Не берите на себя его работу. Малыш попросил застегнуть пуговицу, застегните одну, покажите, как это правильно делать, и отступите в сторону, пусть доделает сам.
2) Любое проявление самостоятельности необходимо хвалить. Будьте щедры на похвалу перед друзьями и родственниками. Объясните дошкольнику, что то действие, которому он научился, очень важно, объясните, почему оно важно.
3) Если ребенок не просит о помощи, сдержите свое желание прийти на помощь. Оставайтесь в стороне. Пусть он пыхтит, старается, долго возится, это его занятие, он учиться, и не надо ему мешать.
4) Будьте предельно терпеливы. Пусть сборы ребенка на улицу занимают много времени, пусть он забывает что-то надеть, пусть переделывает. Не ругайте ребенка.
5) Не нужно толкать ребенка дошкольного возраста к проявлению самостоятельности. Всему свое время. Возможно, малыш еще просто не готов. Обучайте его в игровой форме. Игра – это великое изобретение человечества. В игре ребенка можно обучить многим важным и нужным вещам – выучить алфавит, научить читать. Всего не перечислить. Игровой процесс настолько затягивает, что развитие самостоятельности ребенка происходит неосознанно и легко.
Сохраните полезный совет: