Поговорим о том, как общаться с ГИБДД и не стать беззащитной жертвой превышения полномочий и противозаконных действий инспекторов ГИБДД, которые зачастую, происходят из-за того, что автолюбители не знают своих гражданских прав и обязанностей. Подкованный и осведомленный в своих правах водитель будет не «по зубам» недобросовестному сотруднику ГИБДД и не вызовет интереса, как источник незаконного обогащения.
Чтобы не чувствовать себя полностью беззащитным перед сложными ситуациями, «Спроси Как» предлагает вашему вниманию перечень прав и положений действующего законодательства, которые непременно помогут вам в спорной ситуации.
С 1 сентября 2010 г. действует правовой документ — регламент МВД РФ, в котором отражены все аспекты непростых взаимоотношений участника дорожного движения и инспектора ГИБДД. Выделим самые актуальные из них.
1. Сотрудник ГИБДД, остановив ваш автомобиль должен не только представиться, назвав свои звание и должность, но и объяснить причину и цель остановки. В разговоре с водителем обязан проявлять вежливость и тактичность, обращаться на «вы». Свои претензии инспектор должен изъяснять простыми словами, исключающими двоякое понимание.
2. Если правомерность действий сотрудника ГИБДД вызывает у вас вопросы, то вы имеете полное право потребовать телефон и адрес дежурного или другого ответственного лица. Согласно регламенту, данную информацию сотрудник должен предоставить по первому требованию. Звонок дежурному, с требованием разъяснения правомерности действий их сотрудника на дороге лишит последнего возможности совершать нарушение своих должностных полномочий.
3. Возможно, вы не согласны с обвинением в правонарушении, то это вовсе не значит, что надо отказываться в подписи протокола. Сам факт подписи протокола свидетельствует только о том, что вас с ним ознакомили, и вовсе не означает, что вы безоговорочно признаете свою вину. Свое видение ситуации необходимо изложить в протоколе в графе, предназначенной для дачи пояснений, указать, в чем вы не согласны. В тяжелом стрессовом положении, когда вы осознаете, что инспектор не прав, но сформулировать в протоколе объяснения не можете, то ограничьтесь фразой « не согласен» и распишитесь.
4. Бывают ситуации, когда сотрудники ГИБДД, остановив вас на дороге, просят открыть багажник. Знайте, что это всего лишь просьба, а не требование, потому что, требовать выполнения данной процедуры — у них нет законного права. Необходимо инспектору напомнить, что досмотр, согласно статье 27.9 КоАП Российской Федерации предполагает составление протокола и наличие двух понятых, в противном случае, это грубое нарушение закона.
5. Если у вас есть возможность производить аудио или видео фиксацию действий сотрудников ГИБДД, то знайте — Вы имеете на это полное право. Регламент допускает использование записывающей аппаратуры, как инспектором, так и вами. Данный фактор, безусловно, охладит нерадивого инспектора и заставит его действовать в рамках закона.
6. Никогда и ни при каких обстоятельствах не стоит переходить на грубые слова и угрозы, поверьте, инспектор не изменит своего решения, а вот спросить с вас за оскорбление должностного лица при выполнении служебных обязанностей, по всей строгости закона, имеет полное право. Только тактичная и вежливая речь поможет найти общий язык, а знание гражданских прав – избежать несправедливого наказания.
Сохраните полезный совет: